Храм как символ веры


На страницах нашей газеты мы нередко рассказывали о юных исследователях. Сегодня представляем уникальную работу ученицы Нефтеюганской православной гимназии Софьи Туманковой.

Девушка изучила историю паломничества на Руси и собрала материалы о зарождении православия на территории Югры. Узнала, что наш округ богат православными культурно-историческими памятниками и святынями.

«Шел 1917 год. На пороге стояло столетие жестоких, суровых испытаний для православной России, начало гонений на священнослужителей и верующих. По всей стране разрушались храмы, невзирая на протесты верующих снимались иконы, горели богослужебные книги, а крест­ные ходы и колокольный звон оказались запрещены. Православная церковь была уничтожена. В исторической справке описания церквей появились страшные слова: взорван, разрушен, сгорел, закрыт…

Отмечу, что к началу XX века в селах Шапша, Реполово, Селиярово, Тундрино, Самарово, Нялино, Сургут, Вартовск и других селениях округа имелись свои храмы и священнослужители, которые были свидетелями исторических событий в Югре.

В тяжелые годы после революции Воскресенский собор в Березово стал последним из действующих на территории Югры, молитвы под сводами этого храма звучали до 1937 года. Последним священником Воскресенского храма был Александр Тоболкин. Он проводил богослужения, привлекая все больше местных жителей, зырян и туземцев, к вере. Именно Александр Тоболкин тайно, под покровом ночи провел последнее крещение в храме. Крестил он зырянку Елену Филипповну Филиппову, в будущем заслуженную учительницу и бабушку ученицы моей гимназии Татьяны Бойковой. Священника арестовали, но виновным себя он не признал, никого не оговорил и от веры не отрекся, за что и был расстрелян в 1937-м. Спустя год взорвали и храм.

Троицкий собор в селе Сургут уничтожали планомерно с 1923-го и до 1930 года. Советская власть проводила широкомасштабную операцию по изъятию церковных ценностей, не обошли стороной и Сургут. Из Троицкой церкви изъяли богослужебные предметы, оклады икон из драгоценных материалов и камней, сожгли десятки ценных изданий духовной литературы… То были предметы святости, имевшие немалую ценность, возраст некоторых насчитывал несколько столетий.

Последним священником собора был Трофим Варакосов. Старожилы рассказывали, что церковь разобрали по кирпичикам, которые погрузили на баржи для перевоза в деревню Юган. Баржи эти попали в шторм и ушли на дно, забрав с собой и весь церковный кирпич.

В начале XX столетия Свято-Троицкий Кондинский монастырь был женским. В 1930 году его разграбили и разобрали на стройматериалы, церковь лишилась колокольни, крестов и куполов. Настоятельницу матушку Серафиму и священника арестовали и под конвоем отправили в Тобольск.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово на протяжении века был центром духовной жизни северного края. Последним в храме служил иерей Ефим Оболтин. В 1930-е церковь разрушили, а верующих подвергли преследованиям. Церковное кладбище и могилы священников в ограде церкви были осквернены. Кирпич из стен и сводов храма применили для постройки рыбокомбината. Спустя годы в результате раскопок были найдены фрагменты церкви, храм был восстановлен.

Храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ларьяк Нижневартовского района закрыли в 1929 году. Бронзовые колокола общим весом 400 кг отправили в село Самарово. Последним настоятелем храма был священник Арсений Вергунов, спустя восемь лет его расстреляли.

Храм в честь Иоанна Предтечи в селе Нижневартовск возвели в конце 1917-го, а спустя пять лет из храма изъяли всю церковную утварь, сняли иконы, а священника изгнали из села. С 1936 года в храме был клуб. В 1990-е, когда храм начали восстанавливать, старожилы рассказывали, как непросто им было воспринимать это здание в качестве церкви, ведь в детстве и юнос­ти они со сверстниками бегали туда в кино и на танцы.

Храм в честь целителя Пантелеимона в селе Тундрино просущест­вовал до 1929 года. Уже во время рес­таврации старинного храма была найдена церковная книга XIX века. Вероятно, последний дореволюционный священник тундринского храма Иоанн Громыко сохранил ее. В 1930 году священнослужитель был сослан в ссылку, откуда уже не вернулся.

Живым примером православной верности и патриотизма являются мученики за веру во главе с безвинно убиенной царской семьей. Подвиг новомучеников Церкви русской - это пример истинной веры, ведь верующих людей можно было убить, но невозможно было победить их веру.

В 1917 году владыка Гермоген был утвержден епископом Тобольским и Сибирским, его служение совпало с заточением в Тобольске императорской семьи. Епископ установил с нею негласную связь и духовно поддерживал царственных узников. Местные власти возбудили по этому поводу следствие.

В 1918 году, несмотря на запреты властей, в Тобольске прошел крестный ход. По его окончании епископ был арестован. Осенив себя широким крестным знамением, он благословил всех жителей города: верующих, гонителей и даже своих будущих убийц.

«Я от них пощады не жду, - сказал тогда святитель, - они убьют меня. Мало того, они будут мучить меня. Я готов, готов хоть сейчас». Его сбросили в реку с привязанным к нему двухпудовым камнем. Тело мученика было найдено, сегодня мощи святителя Гермогена хранятся в кремле Тобольска.

В Югре отбывал наказание и настоятель Московского храма отец Илья Громогласов. В 1925 году скончался Святейший Патриарх Тихон, и верный его сподвижник протоирей Илья произнес памятную речь. Через месяц он лишился свободы, а вскоре был выслан в село Сургут, где сохранились его стихи, написанные во время ссылки.

С 1922-го по 1925 год в Тюмени, Тобольске и Самарово пребывал в ссылке Герман Ряшенцев, епископ Вязниковский. После смерти епископа сохранились 120 его писем, отправленных из разных мест заключения. Совместно с епископом Феодором он составил акафист святому князю Даниилу Московскому.

С 1928 года находился в ссылке в деревне Сытомино Сургутского района новомученик Иоанн Попов, спус­тя три года он был переведен в Самарово. Архиепископ Иларион в присутствии других заключенных архиереев и клириков говорил о нем так: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича».

В 1929 году отбывал наказание в селе Сургут священномученик Онуфрий Гагалюк, архиепископ Курский. Девять раз он подвергался арестам и ссылкам, побывал в тюрьмах двенадцати городов. За годы гонений владыка Онуфрий написал 564 статьи на 2288 страницах. Это ценнейший вклад в религиозную литературу.

Михаил Герасимович Иванников был сослан в Самаровский район. Монахиню Анну Чемагину сослали в юрты Реполовские Самаровского района, где она была верна монашеству и помогала ссыльному священнику Александру Пантуеву. В 1937 году монахиня и 13 православных стариков, активно выступавших за сохранение церкви, были расстреляны в Ханты-Мансийске.

В 2014 году в Ханты-Мансийской епархии была создана комиссия по канонизации. Она рассмотрела материалы для Московской Синодальной комиссии о канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в Югре. «Если народ помнит свою историю, благо ему будет» - так говорит митрополит Павел.

К 2000 году были прославлены в лике новомучеников и исповедников более 1700 человек. Это первый случай, когда столько новых небесных заступников было явлено миру.

В 2013 году в окружной столице, на слиянии рек Оби и Иртыша, установили часовню-маяк. Такое сооружение - редкий пример для страны. Часовню посвятили святителю Николаю, который является покровителем всех плавающих путешественников, речников, и памяти репрессированных, которые обрели смерть в реках Сибири.

Сейчас идет духовное возрождение России. В городах и поселках округа благодаря трудам митрополита Павла восстанавливаются разрушенные храмы и строятся новые, открываются монастырские подворья - так восстанавливается историческая справедливость.

Президент страны Владимир Путин обозначил значение уроков, которые мы должны извлекать из нашей общей истории: «Они нужны нам для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия. Мы - единый народ, и Россия у нас одна».

Хранила Сибирь, как и вся Россия, православную веру, крестилась на поруганные и разрушенные храмы и верила, что поднимутся они вновь золотыми куполами к высокому югорскому небу.

Я хочу, чтобы жители и гости округа открыли для себя по-новому нашу Югру православную. Надеюсь, ознакомившись с моим проектом, люди узнают о тех, кто засвидетельствовал свою веру во Христа, любовь к нашему краю и Отечеству».

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте в редакцию.


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Сетевое издание зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ХМАО и ЯНАО от 6.07.2018 г.

Свидетельство о регистрации: серия Эл № ФС77-73237 от 06 июля 2018 г.

Использование материалов

Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте znpress.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности, принадлежат МАУ Редакция газеты «Здравствуйте, нефтеюганцы!» и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Адрес редакции

Адрес: 628303, Тюменская обл., г. Нефтеюганск, 6 мкр., дом 55

Телефон: (3463) 22-93-35

Электронная почта: znugansk@mail.ru