Опять АшиПка

Опять АшиПка
Недавно я опросила своих друзей и знакомых, воспитывающих детей-школьников, о том, что такое дислексия и дисграфия. И никто не понимал, о чем идет речь. Буквально до нынешнего года не знала этого и я сама.

Моей дочери восемь лет. Она левша, третий ребенок в семье. Ее, рожденную в ноябре, решили отдать в школу годом позже (лучше почти в восемь, чем когда еще нет семи). Я сама «восьмилетка», и мне легко было учиться в школе. Зато моя подруга-одноклассница, «шестилетка», всегда говорила, что ей не хватало года, приходилось тянуться и много работать. Для дочери тоже хотелось легкости, но, увы, не получилось. Она оказалась среди детей, как сейчас говорят, с трудностями в обучении.

Спустя три четверти первого класса дочка все еще читает по слогам, с трудом пересказывает тексты - даже маленькие, при письме не может идентифицировать твердые и мягкие согласные, путает звуки. У нее проблемы с определением ударной гласной, а диктанты вызывают откровенный страх, потому как ошибок в словах, написанных на слух, очень много.

Дочь достаточно усидчива и трудолюбива, усердно выполняет все рекомендации учителя и родителей, старается много читать. Но от количества прочитанных страниц и исписанных листков ситуация лучше не становится. Почему? Хочу уточнить, что проблем со здоровьем у дочери не выявлено. Она обычный ребенок. Все эти вводные похожи на условия задачи, не правда ли? Вот именно так я и определила себе все вышеперечисленное и отправилась искать решение.

Совершенно случайно (хотя, убеждена, ничего случайного не бывает) я наткнулась в Интернете на интервью Елены Чекаловой, жены знаменитого российского журналиста Леонида Парфенова. Она рассказывала о своей дочери Марии, у которой только в 4 классе один из педагогов обнаружила дислексию.

Позже уже сама Маша в интервью от первого лица объяснила родителям и детям, что дислексия - всего лишь особенность человека, но никак не диагноз. Однако, чтобы сегодня спокойно говорить об этом и давать советы дислексикам, ей и ее звездным родителям пришлось пройти очень непростой путь.

Сегодня Мария Парфенова - соучредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией.

У нашей дочери дислексию и дисграфию заподозрила я, потому как старшие дети никогда не испытывали трудности в обучении в начальной школе. Все, что описывали Елена Чекалова и Мария Парфенова, рассказывая в своих статьях про жизнь с дислексией, я видела в моей дочери. Подтвердила мои подозрения и учитель-логопед, преподаватель дефектологии.

Наш случай не самый сложный. С дислексией дочь справляется проще, чем с диграфией. Физическое взросление мозга, по мнению экспертов, может положительно влиять на детей с дислексией, если проводить с ними специальные занятия и постоянно делать логопедические упражнения. Главное - нам с дочерью удалось снять напряжение и непонимание даже между нами в вопросе, почему обычное обучение грамоте и письму может быть непростым. От этого стало легче жить. В этом нам очень помогли специалисты.

Марина Владимировна Чеканова - нефтеюганский учитель-логопед высшей квалификационной категории, преподаватель-исследователь коррекционной педагогики. Работает в паре с нейропсихологом. Причина многих особенностей у детей, ведущих к трудностям в обучении, - несформировавшиеся нейронные связи в головном мозге. Природа таких нарушений лежит в плоскости ответственности неврологов. Консультироваться о причинах возникновения особенностей лучше именно у них.
Моя задача в этой статье - рассказать родителям о том, что дети почти всегда неленивы и очень хотят научиться и читать, и писать, и запоминать по нескольку параграфов в учебнике, но не могут.

О том, как распознать у ребенка нарушение в речевом развитии, - в беседе с Мариной Чекановой, много лет работающей с детьми с особенностями.

- Сегодня все чаще говорят о детях, не способных к обучению. Входят ли в это число дети с дислексией и дисграфией?

- Неспособность к обучению - общий термин, описывающий определенные проблемы в запоминании информации и в использовании некоторых навыков, в том числе навыков чтения, письма. Дети с трудностями в обучении - не ленивые. Просто их мозг обрабатывает информацию иначе, чем мозг обычных людей. Но если к таким детям подобрать специальные методы, приемы и технологии, то многие способны учиться успешно.

- Какие сигналы должны насторожить родителей? В каком возрасте уже можно определить у ребенка признаки дислексии, дисграфии?

- Дислексия - нарушение способности к овладению навыком чтения. Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Она проявляется стойкими, повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Родителям необходимо обращать внимание на следующие факторы:

· Физические симптомы: общая и мелкая моторика, пространственная ориентировка. Детям сложно почистить зубы, взять карандаш или застегнуть пуговицы, молнию. Они испытывают трудности определения левой и правой стороны; сочетания движений в ритм с музыкой.

· Эмоциональные или поведенческие признаки. Дети с признаками дислексии, дисграфии страдают от низкой самооценки, становятся замкнутыми или подавленными. Часто не заинтересованы в общении с другими детьми, многие испытывают беспокойство, а другие выражают разочарование, которое часто проявляется в виде гнева.

· Избегание конкретных действий. Многие дети с признаками дислексии, дисграфии симулируют болезнь, чтобы избегнуть (уклониться) что-то рассказать или выполнить. И то, что на первый взгляд выглядит как неорганизованность или лень, может быть способом избежать трудностей, связанных с нарушением чтения и письма.

· Трудности с чтением, письмом у школьников. Это задержка в изучении связи букв и звуков. Чтение слов наоборот (нос - сон), переворачивание букв (е - э), перестановка слогов в слове (корова - рокова); замена слов в предложении; проблемы с пониманием соответствующих возрасту понятий и терминов; чтение текста несколько раз, чтобы понять смысл; сложности предсказывания в развитии дальнейшего сюжета.
Как видим, перечисленные факторы в выявлении признаков дислексии и дисграфии проявляются уже с раннего дошкольного возраста.

- Как Вы выстраиваете свою работу, на чем делаете акцент?

- В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. В логопедическую практику внедряются современные нейропсихологические методы. В своей работе акцент делаю на нейрокоррекции, поскольку детям важно развивать общую, мелкую моторику, внимание, память, пространственную ориентировку. То есть создавать базовую предпосылку для овладения устной и письменной речью.

- Если родитель подозревает у своего ребенка возможные признаки, куда ему можно обратиться?

- При появлении симптомов дислексии, дисграфии нужно обращаться к логопеду. Специалист комплексно, с психологом, обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования устной и письменной речи, чтения, восприятия, памяти, внимания и мышления. Выяснит степень ориентировки в пространстве. При необходимости к речевому и психологическому диагностированию добавляется медицинское обследование, содержащее консультирование невропатолога, окулиста.

- Дислексия и дисграфия - это приговор? Можно избавиться, всегда ли нужен специалист? Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении?

- Наверное, самый волнующий вопрос для родителя, у ребенка которого диагностированы дислексия, дисграфия, - это их коррекция и лечение. Данные нарушения относятся к числу серьезных нарушений психики, потому определение подходящего исправления и лечения должно проходить комплексно: с логопедами, психологами и во многих случаях с врачами. А в домашних условиях необходимо соблюдение родителями всех рекомендаций.

Разные виды нарушений требуют различных методик коррекции. Так, при коррекции одного вида дислексии и дисграфии нужно включать большое количество упражнений для тренировки зрительной памяти, при другой форме - сделать упор на укрепление мышц речедвигательного аппарата. Главное - чтобы специалисты, лечащий врач, родители и сам пациент вместе стремились к одной цели.

Родителям при выполнении домашних занятий необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

- не показывать эмоции слишком бурно. Не стоит кричать ни от восторга, ни от гнева;

- хвалить за достижения, указывать на неудачи, но спокойно;

- не заставлять ребенка переписывать несколько раз упражнения, которые получились не очень хорошо.

Лучше предупреждение проблемы, чем ее устранение. Для профилактики дислексии, дисграфии необходимо рисовать с детьми с года пальчиковыми красками. С трехлетнего возраста рисовать нужно пальцами, затем кистью, пастелью. Много общайтесь с ребенком, читайте ему вслух (с самого раннего возраста), четко проговаривая звуки, развивайте у малыша разные виды памяти, делайте с ним артикуляционную гимнастику. И посетите логопеда, тем более если появились хоть малейшие подозрения, что речевое развитие ребенка идет не так, как должно.

Многие симптомы начинают проявляться еще в дошкольном возрасте. Признаками дислексии могут быть неаккуратный почерк, зеркальное написание букв, перестановка или пропуск букв при чтении и письме, написание слов слева направо, пропуск окончаний в словах, добавление несуществующих букв, трудности в чтении. Если вы замечаете, что ребенок во время чтения опускает голову все ниже, прищуривается, если он читает медленно, сбивается при повторах - возможно, у него просто кружатся и ходят ходуном буквы в тексте, и ребенку тяжело сосредоточиться.

Если ребенок неправильно держит ложку или пишущие предметы, трудно справляется со шнурками или пуговицами - это тоже один из симптомов дислексии (особенно дисграфии). Яркий симптом - дети пишут букву «я» наоборот. При чтении они проглатывают конец предложения. Вместо 1/8 пишут 8/1. Не могут выучить таблицу умножения. С трудом определяют время на часах. И еще не могут назвать сезоны или месяцы года по порядку.

Вот еще некоторые симптомы. Ребенок не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход» и «выход»). Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу. Речь у него в целом развивается медленнее, чем у сверстников. Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память. Ребенок плохо ориентируется в понятиях «право - лево». Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).

Опять АшиПка

Нарушения никогда не проявляются одинаково, у всех это индивидуально и в разной степени. Бывает так, что ребенок хорошо читает, но путает буквы при письме. Или, наоборот, пишет отменно, а при чтении запинается и не может пересказать текст. При дисорграфии дети могут знать орфографические правила назубок, но совершенно не умеют их применять на письме.

Однако на практике большинство нарушений развития социальных навыков замечают у детей лишь в пятом классе, когда они переходят от одного учителя к предметникам. Родители, понимая, что у ребенка появились проблемы, нередко пытаются менять школу.

В итоге ребенок с дислексией тратит больше усилий на учебу, а его обвиняют в лени. Дома его ругают родители, в школе учителя позорят перед всем классом, например заставляя читать вслух и высмеивая. Страдает самооценка, хотя интеллект у таких детей сохранный, а иногда и выше среднего.

Есть различные тесты, помогающие выявить проблемы. Они позволяют родителям понять, когда требуется помощь нейропсихолога или невролога. Так, можно попросить ребенка нарисовать домик: если он выходит непропорциональным, есть смысл заподозрить нарушения.

В поисках ответов на свои вопросы я нашла Ассоциацию родителей и детей с дислексией, которая объединяет желающих сообща помогать своим особенным родным - и не только детям, но и взрослым (таких тоже много) - преодолевать трудности и в обучении, и в жизни.

Цель ассоциации - не просто помощь отдельно взятым детям, а привлечение внимания государства к существующей проблеме. Дислексию и дисграфию, а также подобные им нарушения в России корректируют только в комплексе - у детей с ОВЗ. Как правило, это дети с более тяжелыми нарушениями неврологического характера, дети с ЗПР. А дислексики в нашей стране никак не выделены. Изучая материалы, тиражируемые ассоциацией, я нашла информацию по другим странам.

Такие нарушения встречаются в мире настолько часто, что и в Америке, и в Европе давно работают международные ассоциации по дислексии. Например, в США более 250 только специализированных школ для детей с дислексией, не говоря о том, что в каждой школе есть возможности для обучения и специалисты по таким детям. По оценкам Йельского университета (в России такой статистики, само собой, нет), около 25% имеют проблемы в обучении из-за дислексии.

Дислексией страдали Агата Кристи, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон, Джон Кеннеди, Уолт Дисней, Вупи Голдберг, Том Круз.

Картина в целом по России одинаковая. Точная статистика детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране не ведется. Однако, по данным Минпросвещения, логопедические проблемы есть у 58% детей в начальных классах. И это только официально. На практике таких гораздо больше, уверены эксперты. При этом их число неуклонно растет, и точных причин этого не знает никто.

Одна из идеологов Ассоциации родителей и детей с дислексией Людмила Пиотровская тоже лично столкнулась с проблемой дислексии через своего ребенка.

«Задача нашей ассоциации - изменить всю систему, чтобы такие дети имели такие же возможности обучения, как и все остальные. В школах нужно создавать системы психолого-педагогической помощи. Детям с такими особенностями развития необходим целый набор послаблений. Нужно не детей ломать под современную школу, а школу - под детей. Например, у нас полагают, что все дети должны одинаково хорошо читать. При этом к рисованию такие требования не предъявляются: понятно, что каждый не может быть Васнецовым», - говорит Пиотровская. 

Специалисты, которые вошли в состав созданной при Минпросвещения рабочей группы, готовят список логопедических ошибок детей с трудностями письма, которые не следует учитывать при проверках работ, а также других послаблений в обучении. Распознаванию признаков дислексии можно обучить педагогов, а те, в свою очередь, должны рекомендовать родителям проконсультироваться у логопеда или нейропсихолога, которые должны работать в системе школьного образования.

Кроме того, таким детям предлагается сделать послабления на экзаменах (например, давать им больше времени на чтение, позволять использовать наушники, чтобы прослушать задание еще раз, использовать другую систему для оценки знаний и пр.). Перед ЕГЭ предлагается проводить диагностику детей. Попутно эксперты считают необходимым проведение курсов повышения квалификации для педагогического состава школ и логопедов, что вполне реально устроить в режиме он-лайн.

Ну и, конечно, крайне важно просвещение родителей. «Сейчас мы как раз начали вести опрос среди родителей на предмет восприятия проблем и рисков речевого развития у детей. Он позволит примерно оценить масштабы проблемы и уровень осведомленности о ней родителей, учителей и специалистов», - сообщает Людмила Пиотровская.

Опять АшиПка

Сегодня в открытых группах Ассоциации родителей и детей с дислексией в социальных сетях можно найти много статей известных в России людей, страдавших и страдающих дислексией. Евгений Гришковец, Мария Парфенова, Федор Бондарчук рассказывают на своем примере о жизни с особенностями и о преодолении трудностей.

Кстати, дислексии и дисграфии свойственно передаваться по наследству, и у левшей такие особенности встречаются намного чаще, чем у правшей. А если левша переученный, то дисграфии почти всегда не избежать, так считают специалисты. И напоследок хочу сказать, что изучение собственного ребенка - интереснейшая из жизненных задач. А возможность помочь своему чаду стать сильным, уверенным в себе человеком с багажом вашей любви за плечами - высшая благодетель для родителей.

Ольга Костенко.
В статье использованы материалы,
подготовленные Ассоциацией родителей и детей с дислексией (#сделанодислексией).
Фото: yandex.ru/images

P.S. Обязательно прочитайте интервью Екатерины Гордеевой с Машей Парфеновой на pravmir.ru, а также «исповедь» Евгения Гришковца о его борьбе с дислексией и о том, к чему это все привело (pikabu.ru).

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте в редакцию.


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Сетевое издание зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ХМАО и ЯНАО от 6.07.2018 г.

Сетевое издание «Здравствуйте, нефтеюганцы!»
Свидетельство о регистрации: серия Эл № ФС77-73237 от 6.06.2018 г.

Учредители:
Администрация г. Нефтеюганска,
МАУ «РГ «Здравствуйте, нефтеюганцы!».

Главный редактор: Костенко Ольга Владимировна
Электронная почта: znugansk@mail.ru
Телефон-факс: (3463) 22-93-35, (3463) 22-46-01

Использование материалов

Комментарии читателей сайта являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Редакция оставляет за собой право удалять любые комментарии с сайта или редактировать их в любой момент. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте znpress.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности, принадлежат МАУ «Редакция газеты «Здравствуйте, нефтеюганцы!» и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Адрес редакции

Адрес: 628303, Тюменская обл., г. Нефтеюганск, 6 мкр., дом 55

Телефон-факс: (3463) 22-93-35

Электронная почта: znugansk@mail.ru